Вот нашел немного информации об оммёдзи. Информация довольно интересная и в общих чертах рассказывающая, чем они занимались.

Основные проблемы, связанные с исследованием оммёдо
Во-первых, основной подвох заключается в неоднозначности понятия «оммёдо»: людям проще уцепиться за традицию и ей следовать, чем разбираться в хитросплетениях данного учения. Другая серьезная проблема – практически полное отсутствие японских текстов. Японские астрологи, видимо, предпочитали довольствоваться измышлениями своих китайских коллег. Поэтому «Хоки найдэн» Абэ но Сэймэя - величайший пример оммёдистского трудолюбия. Но его у нас почему-то тоже переводить не рвутся.
А самая главная проблема – за которую, увы, в свое время прочно ухватились и ученые, и, что печально, деятели искусства, - миф о том, что оммёдо суть банально японская форма даосизма. Что привело, например, к полному отождествлению адептов оммёдо с даосскими шэнями, коротающими дни в поисках бессмертия и балующимися разнообразной веселой травой. Оммёдзи были гораздо активнее – постоянно лезли в политику, не гнушались мирской жизни и не считали грехом провести синтоистский обряд, с философией Инь-Ян связанный ну очень косвенно. На определенном этапе истории синто и оммёдо вообще стояли совсем рядом, в опасной близости, грозившей полным слиянием обеих форм верований. Побочный эффект номер два - синонимизация понятий «оммёдзи» и «отшельник». Это не есть хорошо, поскольку на деле оммёдзи подобным мазохизмом не страдали. Что до их мнимого одиночества – оно тоже весьма сомнительно: большинство исторических оммёдзи как раз таки работали в группах. Да, были герои-одиночки, но легальные маги на службе государства, как и всякие госслужащие, потрясающе тормозили: редкий совет давался без коллективного совещания, что зачастую и объясняло медлительность процесса принятия решений. Самое опасное в этой ситуации – специалисты друг с другом не согласятся, да еще и в отсутствие верховного прорицателя. В свое время так «попал» придворный по имени Фудзивара Санэсукэ, вздумавший затеять ремонт крыши в спальне. Два вызванных им оммёдзи после продолжительной дискуссии на заданную тему сначала пришли к диаметрально противоположным выводам (правота каждого доказывалась заказчику очень аргументированно и одновременно, так что ему можно только посочувствовать – все-таки, и сами японцы далеко не всегда в состоянии вынести бремя научных терминов почти что собственного сочинения), а потом попытались-таки прийти к консенсусу, но в результате выяснилось, что строительные работы вообще лучше начать где-то через год – либо они будут постоянно прерываться. Вообще, подобных комических примеров в истории хватает. Возможно, именно поэтому прославить предпочли скорее исключение, чем правило – оммёдзи-одиночку-умницу. На этот образ, безусловно, сильно повлиял конкретный товарищ, живший в Хэйан-Кё с 921 по 1005 год: Абэ но Сэймэй, личность во всех отношениях легендарная и породившая множество легенд, которые до сих пор тянутся за ним длинным таким шлейфом.При ближайшим рассмотрении фактически любого героя-оммёдзи в его внешнем виде ли, поведении ли, биографии ли обнаруживается сходство с Абэ но Сэймэем.
Откуда пришли и какие они бывают
«Предки оммёдзи» - это будет самое удачное название для всех тех, кто стоял у истоков вероучения – пришли из Китая, соблюдая древнюю традицию японцев: все, что надо и очень надо, всегда можно стащить с материка. Оммёдо было стащено в V-VI вв. н.э., вместе с буддизмом. У корейских гадальщиков, приверженцев учения Инь-Ян. Именно они познакомили японцев с тысячелистником, «Книгой перемен», физиогномией и прочими интересными вещами. А вот само понятие «оммёдзи» появилось в начале VII в., когда магами Инь-Ян всерьез заинтересовался императорский двор: их знания – оммёдзи умели определять, исходит от земли дурное влияние или нет, давали дельные советы по планировке помещений - пригодились при переносе столицы. А в VIII-IX вв., с принятием системы Рицурё (проще говоря, «государства законов»), оммёдо получило, что называется, госстатус: при министерстве Накацукаса (с натяжкой можно посчитать Министерством Внутренних Дел) появилось Управление Инь-Ян. Его возглавлял ками – младший чиновник пятого ранга, его заместителем был сукэ – старший чиновник шестого ранга. Дальнейшей иерархией грузить не буду, но суть ее в том, что каждый мастер своего подраздела имел право набрать себе не более десяти учеников. По сути, без совета со стороны Оммёрё не принималось ни одно важное государственное решение.
Итак, это первая, непопулярная разновидность оммёдзи. А была и вторая – и вот именно они (точнее, один их представитель), скорее всего, и вдохновили служителей искусства на продвижение героического образа оммёдзи в массы. К слову, сам Абэ но Сэймэй-то как раз не был одним актерам в театре. Если верить истории, работал на полставки и в Оммёрё, и с частными клиентами (но об этом все, естественно, быстро забыли). Относительно масштабные же брожения в среде приверженцев оммёдо наметились только в середине X века. Когда учение достигло расцвета и появились особо умные и харизматичные личности, осознавшие, что можно добывать славу этой самой собственной харизмой, а не прозябать на госслужбе. Есть и версия, что эти «частники» просто насмотрелись на чудотворов-ямабуси и решили последовать их примеру: уж больно сильную конкуренцию стали составлять эти старцы оммёдзи все в том же десятом веке, когда большинство клиентов, поддавшись на удочку зрелищности, плавно переползло от госслужащих к обосновавшимся неподалеку от усадьбы «спящим в горах».
Среди известных оммёси следует отметить имена Камо но Ясунори и Абэ Сэймэя, ученика Камо но Тадаюки. Последний был настолько впечатлен искусством своего протеже, что передал все свои навыки именно ему, а не своему сыну. После смерти Абэ но Сэймэя император даже построил святилище в его честь – на месте дома у моста Итидзё в нынешнем Киото.
Из чего оммёдо состоит
Даосизм – толкование небесных знамений, поиски бессмертия, ряд божеств (тот же Тайцзанфукун, божество горы Тай и владыка подземного мира). Можно сказать, Дао принес в оммёдо структуру, математику и иерархию. Таблицы календарей и перечни планет-ками, отождествляемых с благоприятными и не очень направлениями. Дао же внес большой вклад в астрономический подраздел оммёдо.
Синто – в Японии влияние японской национальной религии не миновало ни одно обосновавшееся на островах вероучение. Повлияло оно и на оммёдо: в основном, через ритуальные предметы. Знаменитые куклы-сикигами – это все оттуда пошло. И гохэй. И ветки священного дерева сакаки... в общем, синто у нас отвечает за зрелищность.
]Тантризм/эзотерический буддизм – тоже работает на зрелищность. Вернее, на звучание. Многие магические формулы оммёдо включают в себя тексты индийских мантр. Текст труда «Хоки найдэн» («Ритуальный инструмент») включает в себя описание ритуалов, явно возникших на основе эзотерического буддизма. Подобные элементы встречаются и в тексте воззвания к Тайцзанфукуну.
Китайские практики, связанные с воинским искусством – это, конечно, изгнание разнообразных злых духов. В Китае существовали поверья о том, что призраки и демоны боятся освященного оружия. Поэтому их активно отгоняли священными мечами и звоном тетивы. К слову, в идеале тетива делалась из конопли, которую демоны якобы страшно не любили.
Что делали оммёдзи
Делали оммёдзи, вестимо, много чего. Как для государства, так и для отдельных людей (подразумеваем – аристократов, ну не были адепты оммёрё альтруистами). Обязанности их заключались в обеспечении спокойной жизни в период между праздниками (компетенция официальных синтоистских священнослужителей) и похоронами (в дело вступали официальные буддисты).
Обязанности перед государством – все то же самое, но в большем масштабе и с большим размахом. На протяжении всей эпохи Хэйан, аристократия старалась организовывать свою жизнь в соответствии с рекомендациями оммёдзи. У каждого были индивидуальные запреты. Это могли быть запреты на какие-либо предметы, действия.
Как правило, каждый уважающий себя аристократ, проконсультировавшись у знатока оммёдо, заводил личный календарь. В котором было по дням расписано, что когда можно и куда когда можно. Это помимо наличия общих запретов. В ряде случаев, кстати, у чиновников появлялась тьма отмазок от явления во дворец на службу. Один аристократ в собственных мемуарах пишет, что во дворец он не поехал по двум причинам: сломались две палочки для чистки зубов, а при испитии с утра пораньше сакэ наложница заговорила первой…
Существовали и запреты на направления. Последнее во многом зависело от сезона, времени суток, местоположения дома: если он находился в неблагоприятной зоне, рекомендовалось на время сменить жилище, эта практика и называлась «кататагаэ» (смена направления). Как правило, в этом случае было принято игнорировать даже факт отсутствия во дворце или на приеме влиятельного лица, дабы не навлечь беды (плюс пункт в копилку чиновничьих отмазок). В случае же игнорирования предупреждений – провинившиеся зарабатывали на свои головы гнев целого сонма ками-покровителей небесных светил и восьми направлений света. Самой колоритной фигурой среди них был, безусловно, Накагами (он же Тэнъити, он же Тьен И) – покровитель северо-восточного направления. А если вспомнить, что северо-восток в Японии издавна считался стороной нечистой, то и божество данное считалось весьма и весьма зловещим: ссориться с ним не особо хотелось, а потому, в особый период «восхождения Тэнъити» выделялись дни, в которые направления пути менялись едва ли не каждый день. А в определенные моменты лучше было вообще никуда не ехать. Разумеется, слушаться следовало не только Накагами: суровы к нарушителям были и две ипостаси Венеры – Тайхаку и Дайсёгун.
Еще одна сильная сторона оммёдзи – всевозможные толкования и гадания. Государство интересовалось прежде всего толкованием небесных знамений, аристократы же – разъяснением снов и гаданиями на конкретные ситуации. Сны и знамения истолковывались с помощью китайских трудов по астрологии, а вот процесс гаданий был куда более интересен. О наиболее распространенных гадательных способах можно прочитать в «И-Цзин». Что же касается гаданий без использования подручных средств – первое место отводилось физиогномии. Способ пришел из Кореи и использовался оммёдзи крайне эффективно, раз уж и принцев крови им показывали, на предмет определения дальнейшей судьбы.
Далее - взаимодействие с нечистыми силами. Точнее - к экзорцизму. И как раз-таки на этом поприще оммёдзи со временем стало очень тяжело держаться на плаву: больно велика была конкуренция, ведь и упомянутые выше ямабуси зарабатывали на жизнь прежде всего борьбой с разнообразной нечистью. Однако, то же поприще принесло последователям учения Инь-Ян мировую славу. Образ оммёдзи-борца со злыми силами – это уже классика жанра. Боролись же они, прежде всего, с горё – мстительными духами несправедливо отправленных на тот свет людей. В эпоху Хэйан к горё, как правило, причисляли души аристократов, умерших в результате политических интриг и, в жажде жизни, насылающих на живых стихийные бедствия и болезни. Вычислить горё можно было при помощи специальных гадательных ритуалов, и многих из них впоследствии ублажали тем, что назначали ками (горё:-син). Ярким примером является Сугавара Митидзанэ – министр, живший в IX веке, умерший в изгнании и впоследствии почитавшийся как божество Тэнъин. Собственно, потому и почитаться стал, что после смерти успел достать всех, и императора в первую очередь. Исследователь Роберт Борген пишет, что впервые обряд упокоения мстительных духов-горё (Горё-э) – был проведен на официальном уровне в 863г. и состоял из «чтения двух сутр, сопровождаемого песней и танцем.» Так утихомирили души шестерых придворных, павших жертвами дворцовых интриг и насылавших на живущих людей всевозможные беды.
Со временем горё:-син стали все чаще заменять банальным умиротворением с предшествующим изгнанием из помещения/с места, а то и из тела, которое зловредный дух себе облюбовал. «Службы умиротворения» существуют в Японии до сих пор.
Пять способов избежать несчастий самостоятельно
1) Использование талисманов-рэйфуку (стилизованное изображение иероглифа либо созвездия). Дабы спастись, следовало сжечь рэйфуку на благодатном огне или погрузить в воду.
2) Дойти до ближайшего храма, вероисповедание не суть важно.
3) Для особо продвинутых – зачитывание мантр и заклинаний себе любимому.
4) Моноими – комплекс индивидуальных запретов. Знаешь, выполняешь – живешь, и никто плохой-нехороший тебя не трогает.
5) Кататагаэ – обход неблагоприятных направлений, этакая головоломка. Особо ленивые, конечно, советовались с оммёдзи. А особо деятельные – все-таки, думали своей головой и весьма успешно.
Приведенные выше способы, собственно, совсем не сыграли оммёдзи на руку, а только уменьшили их влияние. А что делать – аристократы эволюционировали, и эволюционировали неумолимо. И учились защищаться сами, потому что порой время было дорого: вооружали челядь луками, зажигали очистительный огонь и далее по списку. Скорее всего, случилось это прежде всего потому, что оммёдзи стали слишком активно лезть в политику. Вот влиятельные семьи – прежде всего, Фудзивара – и заопасались: сами засели за китайские труды и календари, чтобы научиться спорить с оммёдзи. Хоть на серьезные мероприятия и крупные неприятности аристократы все же не замахивались, но к 11 веку выставить оммёдзи за дверь отдельным представителям двора было не слабо. Так, к примеру, развлекался Фудзивара Митинага. Оно и понятно: личность была известная, времени у нее было мало.
Арсенал оммёдзи
Книги. Обучение будущих оммёдзи базировалось прежде всего на трудах, пришедших из Китая. Наиболее значимыми для тех из них, кто занимался скорее астрономией, чем астрологией, были в основном монографии времен династий Тан и Цинь; для практикующих толкование снов и знамений – Книга Перемен, Синсэн оммёсё (кит. – Sin-siuan yin-yang chou, «Новая книга Инь и Ян»), Гогё:-тайги (кит. – Wou-hing ta yi, «Пять великих элементов») и ряд других. Особняком стояли составители календарей, которые также обучались по специальным текстам. Все вместе, научные труды образовывали специальные списки – эти списки были обязательны к изучению каждым чиновником, избравшим карьеру оммёси - которые время от времени дополнялись («…в 970г. Абэ но Ёсимаса вносит в списки еще три документа: Санкэбо-сан [кит. – Sang-ka-fa shang], астрономическая монография периода Цинь и «Наблюдения 28 расположений звезд»).
Фуда – а если правильно и уважительно, то о-фуда - синтоисткая священная формула, в которой обязательно упоминается имя ками-защитника. О-фуда либо крепились на все входы и выходы из помещения – считалось, что дух может проникнуть в любую щель, поэтому развешиванию магических формул уделялось особое внимание. В особо критических ситуациях о-фуда прикреплялась ко лбу горё.
Веер – на нем можно начертать магическую формулу, применялся при очистительных ритуалах и работе с демонами и скрывал лицо.
Маска – еще один способ спрятать лицо: не следует лишний раз показываться злым духам, они невероятно мстительны. Импровизированные маски надевались и при очистительных обрядах, а также в тех случаях, когда требовалось отвести крупное бедствие от столицы.
Гадательные вещи:
Монетки – для классического гадания номер раз по китайской «Книге Пермен». Принцип элементарен: берутся три китайские медные монетки с дырками. Подбрасываются – три раза по три. Если монетка падает вверх орлом (четыремя иероглифами по сторонам света) – рисуется прямая линия, решкой – прерывистая. В итоге получаются две триграммы, которые потом соединяются в гексаграмму. Толкование гексаграммы подсматривается в «И-Цзин». Так у меня ж есть такая! Я ж могу гадать как оммёдзи!
Стебли тысячелистника – классическое гадание по «И-Цзин» номер два. Сложнее, чем предыдущее, потому что триграммы и гексаграммы выводятся путем сложения и вычитания специально высушенных стеблей тысячелистника. В идеале – на шелке.
Имя – это тоже инструмент. В принципе, ни о ком из оммёдзи нельзя с уверенностью сказать, что именно тем именем, под каким мы его знаем, он на самом деле и назывался.
Шикигами – пожалуй, саммый известный атрибут профессии оммёдзи – шикигами. Это божества (духи) – помощники, существа ветреные. Их надо поймать. А потом внушить, что ты теперь их хозяин, а не слуга. Иметь в арсенале двух шикигами уже считалось верхом мастерства.
Крайне редко:
Чётки – их звук отгоняет злых духов.
Предметы для извлечения огня – пламя очищает. Гохэй – для очищения: проведенный в верном направлении гохэй мог снять барьер.
Статуэтка того или иного божества.